МАЛЕВИЧ Казимир Северинович

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович
(11 (23).02.1878, Киев -15.05.1935, Ленинград)
   художник и теоретик искусства, представитель русского авангарда. Получив начальное художественное образование в Киеве, М. проявил себя как художник и исследователь искусства в Москве и Петербурге (1904–1919). В Витебске (1919–1922) организовал работу художественных мастерских, опубликовал ряд книг и статей. Последние годы жизни М. (1930–1935) связаны с Ленинградом. М. считал, что искусство к нач. XX в. существенно отстало от науки. Прежде всего в том, что художник в отличие от ученого продолжает пользоваться сугубо земными ориентирами: старой ренессансной перспективой в изображении глубины на холсте; незыблемыми понятиями "верха" и "низа; анатомическим, а не художественным принципом в изображении человеческой фигуры. Вслед за естествознанием и философией настала очередь радикальных перемен в сфере искусства. В духе Леонардо да Винчи он утверждал, что тайна живописи - в превращении двумерных координат в трехмерные, когда у зрителя возникает иллюзия объемности и глубины изображаемого. Развивая эту идею, он создал направление кубофутуризма, в к-ром соединены принципы кубизма и футуризма. Ему удалось "материализовать" иллюзию, превратив живописные глубину и объем в реальные архитектурные формы, названные им "архитектонами". Размышляя над вариантами синтеза кубизма и футуризма, М. выдвинул идею "супрематизма" в искусстве. Она родилась в результате оформления футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Его "Черный квадрат" (1913), как он считал, воплощает супрематическую идею наиболее емко и глубоко. В нем простая геометрическая форма превращается в космический символ, говорящий на своем языке о простоте, ясности и строгости. Любая попытка сугубо земной расшифровки таинственного символа обречена на неудачу. М. одним из первых обратил внимание на принципиальное различие научно-технической и художественной областей, или в более широком плане - между наукой и искусством. Критерием для сравнения у него служит "степень учтенных возможностей", с одной стороны, в творчестве художника, а с другой - в деятельности инженера или ученого. Созданное художником произв. обладает эстетической ценностью на все времена. В нем художник реализует максимум возможностей, заложенных в искусстве (напр., Джотто, Рубенс, Рембрандт, Милле, Сезанн, Брак, Пикассо). Деятельность инженера принципиально иная. Созданная им вещь не может претендовать на полноту всех заложенных в ней или "учтенных" возможностей. Появившееся новое в этом мире автоматически обесценивает старое. В цепи: двуколка, коляска, паровоз, аэроплан - нет остановки, как нет конца техническому совершенствованию. М. предвосхитил идею кумулятивного (в науке и технике) и антикумулятивного (в искусстве) развития, подхваченную впоследствии логиками и методологами науки.
   С о ч.: Супрематизм // Собр. соч.: В 5 т. М., 1995–2003.С. 189; Мир как беспредметность // Там же. М., 1998. Т. 2.
   Л и т.: Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
   А. С. Мигунов

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "МАЛЕВИЧ Казимир Северинович" в других словарях:

  • Малевич, Казимир Северинович — Казимир Малевич Имя при рождении: Казимир Северинович М …   Википедия

  • Малевич Казимир Северинович — Казимир Малевич Имя при рождении: Казимир Северинович Малевич Дата рождения: 23 февраля 1878 Место рождения …   Википедия

  • Малевич, Казимир Северинович — Казимир Северинович Малевич. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878 1935), российский художник. Основоположник супрематизма (“Черный квадрат”, 1913). В 20 х гг. с помощью пространственных композиций (“архитектонов”) изучал формальный язык… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МАЛЕВИЧ Казимир Северинович — (1878 1935) российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма ( Черный квадрат , 1915). С нач. 1920 х гг. занимался научно преподавательской деятельностью. В нач. 1930 х гг. обратился к реалистической… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Малевич Казимир Северинович —         (1878 1935), советский художник. Учился в МУЖВЗ (1904 05) и в частной студии в Москве. Преподавал в Народной художественной школе в Витебске (1919 22). Участник выставок Бубновый валет (1910), Ослиный хвост (1912) и др. На рубеже 1900 х… …   Художественная энциклопедия

  • Малевич Казимир Северинович — [11(23).2.1878, близ Киева, ‒ 15.5.1935, Ленинград], советский художник. Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества (1904‒05) и студии Ф. И. Рерберга (1905‒10) в Москве. Участник выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912),… …   Большая советская энциклопедия

  • Малевич Казимир Северинович — (1878 1935), живописец, теоретик искусства. Один из лидеров русского авангардизма 1910 1930 х гг. Основоположник одного из видов абстрактного искусства  супрематизма («Чёрный квадрат», 1913). В 1913 оформил в Петрограде постановку оперы… …   Энциклопедический словарь

  • Малевич Казимир Северинович — (1878 1935) художник. Учился в Моск. уч ще живописи, ваяния и зодчества (1904 05) и в частной студии в Москве. В раннем творчестве обращался к идеям импрессионизма ( Цветочницы , 1903; Весна цветущий сад , 1904). Разрабатывал темы деревенской и… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Малевич, Казимир Северинович — Род. 11 (23) февраля 1878 г., в Киеве, ум. 15 мая 1935 г., в Ленинграде. Живописец, график, теоретик искусства. Продолжатель традиций импрессионизма, фовизма, русского неопримитивизма. Родоначальник супрематизма (1915). Участник выставок… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Казимир Северинович Малевич — Казимир Малевич Имя при рождении: Казимир Северинович Малевич Дата рождения: 23 февраля 1878 Место рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»